Красота в кризис: как бьюти-индустрия пережила 2016

Обозреватель Forbes.kz опросила владельцев и руководителей казахстанских салонов красоты.
Еще несколько лет назад салоны красоты в крупных городах Казахстана открывались на каждом шагу. Но на рынке им не было тесно - у всех были клиенты и все могли заработать. Однако после девальвации 2015 года ситуация изменилась кардинально, и многим владельцам «красивого бизнеса» пришлось переформатировать свою работу, а некоторым – и вовсе уйти с рынка.

Турсун Махмуджан.Президент Ассоциации индустрии красоты РК Турсун Махмуджан признался, что бьюти-индустрия также подвержена влиянию изменений курса нацвалюты: доходы салонов красоты сократились на 10-12% за 2016.
- Безусловно, некоторые салоны вынуждены были закрыться, другие адаптировались к сложившейся ситуации и начали проводить больше акций и предоставлять скидки, - рассказал Турсун. - Устоят те салоны, которые сейчас правильно ведут бизнес.
Турсун Махмуджан отметил, что эта индустрия очень молодая и еще находится на стадии развития.
- За рубежом салоны красоты открывают только профессионалы, что нельзя сказать о Казахстане. Конечно, люди из этой сферы лучше понимают особенности бьюти-бизнеса. И, конечно, у тех, кто не является специалистом в этой области, а просто инвестировал в нее, меньше шансов на успех, - уверен эксперт.
Между тем, по мнению президента ассоциации, кризис позволяет индустрии стать профессиональнее и гибче.
- Поток клиентов сократился. Мастера становятся профессиональнее, они понимают, что конкуренция большая и они должны обучаться. Салоны красоты снижают цены, несмотря на то, что расходные материалы – из-за рубежа, - описал собеседник ситуацию в бизнесе.

Инна Санникова.Основательница центра красоты и стиля Hollywood Инна Санникова рассказала об изменениях, которые произошли на рынке после девальвации тенге.
- Поток клиентов практически не изменился, но мы стали оказывать меньше услуг. Если раньше в нашем салоне они могли получить все услуги, не задумываясь о стоимости, то сейчас клиенты останавливаются на более важных для них вещах. Наши постоянные клиенты стали приобретать меньше услуг даже не потому что у них стало меньше денег. У них больше стало уходить на здоровье. Они стараются больше выезжать на отдых и меньше тратить на развлечения и удовольствия, такие, как посещение салона, - сообщила собеседница.
По наблюдениям Инны Санниковой, по-прежнему продолжают пользоваться высоким спросом стрижки, окрашивание волос при седине, депиляция, маникюр и педикюр. А вот к услугам визажиста стали прибегать реже.
Также, по ее словам, возрос интерес к обучению. Стала пользоваться большей популярностью школа макияжа, которая была запущена еще в 2010. Сейчас обучение в сфере красоты очень популярно. При этом дамы обучаются как для себя, так и для того, чтобы потом стать мастером и начать работать в этой сфере.
Более того, по информации Инны Санниковой, на салоны красоты повлияло не только обесценение нацвалюты, но и смена тенденций
- Бум в нашей сфере был с 2012 по 2014, когда еще не ушла мода на наращивание ногтей, искусственный загар. Сейчас акцент делается на уходе и здоровье. Но к этому мы тоже приспосабливаемся и предлагаем новые услуги по уходу, - рассказала она.
В текущей ситуации специалист видит как положительные, так и отрицательные стороны. По ее словам, салонов всегда много зарывалось и открывалось. Но в кризисный год не справиться смогли больше салонов.
- Есть плюс в этом кризисе: сейчас неблагополучные салоны уходят. Вместе с тем, больше стало мастеров, работающих на себя, и это минус. В домашних условиях невозможно соответствовать требованиям санэпидинстанции, правильно дезинфицировать оборудование и инвентарь, - отметила спикер.
Несмотря ни на что Инна Санникова уверена, что ситуация в отрасли начнет меняться в лучшую сторону.
- Это ситуация временная. Нашим гражданам нужно время, чтобы адаптироваться к ситуации. Мы для себя сделали выводы – надо усиливать рекламу и пересматривать цены. Несмотря на девальвацию и на то, что расходные материалы мы закупаем за рубежом, и их стоимость возросла минимум на 25%, мы повысили цены лишь на отдельные виды услуг, но сделали скидки для комплексного вида услуг. Мы сформировали пакетные предложения, и люди стали активнее ими пользоваться. На комплекс – маникюр плюс педикюр уменьшили сумму за две услуги на 15-20%, добавив туда еще покрытие гелем, - поделилась она секретами.
Основательница студии The Beauty Bar, мастер по визажу международного класса Адель Ардаширова уверена, что оставаться на рынке и успешно конкурировать с другими салонами даже в кризисной ситуации можно, если знать, кто твой клиент, и каждому из них предлагать интересные акции и услуги.

Адель Ардаширова.- Состояние наших салонов, несмотря на кризис, нельзя назвать критическим. Новые салоны продолжают открываться, так как спрос есть, - говорит Адель Ардаширова. - В нашем бизнесе существует сезонность – в январе и феврале стабильно подает поток клиентов. Но для салонов, которые которые работают на рынке не один год, это не проблема. Они совместно с маркетологами разрабатывают различные акции, предлагают интересные продукты и скидки. Мы, например, разработали акции на разные услуги на каждый день недели. Клиенты приходят, и снижение потока как такового мы не наблюдаем.
Все спикеры отметили, что клиенты в первую очередь идут к мастерам по педикюру и маникюру. Однако директор студии нейл-стилистов «Руки-Ноги» Наталья Гуцалюк рассказала, что кризис затронул и ногтевой бизнес.
- Ранее у мастеров запись шла минимум за неделю, и попасть к ним было невозможно. Сейчас вы можете позвонить и день в день попасть на процедуру в удобное для вас время. Это говорит о том, что поток клиентов сократился, - сообщила она.

Наталья Гуцалюк.Но, заметила спикер, если салоны выдерживают правильную ценовую политику и не поднимают цены, клиенты не уходят. Правда, бороться приходится за каждого.
- По собственному салону могу сказать, что мы продаем комплексы, делаем большие скидки на пакет услуг. Также разработали систему бонусов – это может быть дизайн, покрытие лаком или гелем. Каждый вторник (это наименее загруженный день) у нас действует акция – минус 20% на услуги. Сейчас у нас во вторник 100% загрузка. Салоны должны предлагать разнообразные продукты лояльности. Это могут быть сертификаты со скидками и многое другое, - считает она.
Также, по словам Натальи Гуцалюк, сегодня люди больше внимания уделяют уходу, и поэтому салоны пытаются развивать аппаратную косметологию.
- Здесь нам тяжело конкурировать с врачами, которые имеют право колоть различные инъекции. И если на аппаратные процедуры вам надо пройти целый курс, то инъекции дают моментальный эффект. Вот с ними нам тяжело конкурировать, - призналась она.
Между тем, несмотря на кризис, согласно прогнозу Euromonitor на 2016, рынок услуг, косметики и продукции личной гигиены в РК развивается и показывает рост. По их данным, объем рынка в 2016 достиг $547,23 млн с повышением на 3,9%, а за период 2015 по 2019 вырастет до $609,58 млн с общим приростом на 15,8%.
 

Венера Гайфутдинова

Партнеры

Browissimo
MyEpil2
Nurgaliyeva Kamilla
Нейл Арт Студия
Учебный центр NB
Demmi
Balisard
Star Nails
Akhatova Lashes
Remi Nail Systems
BarberHouse
MEN'S WORLD
Колледж Перспектива
MyEpil
BEAUTY PROF
NK Lash & Brow market
Школа красоты Ахметова
O P I
Elite Nails
Oksana
Ansastasia Kuratova